Одни люди непрерывно учатся всю жизнь, другие – только по необходимости для получения дохода, третьи презирают любое знание.
Кто из них прав? И чем возможно измерить эту правоту?
Ответ регулируется целью, ради которой получается образование. С общечеловеческой точки зрения правых и неправых нет. Однако есть разные категории людей с разными целями и задачами на жизнь. У каждой из этих категорий своя правда.
Проблемы начинаются тогда, когда человек пытается жить не из своей категории, слушает чуждые его природе советы, строит семью или бизнес с чужаком, рождает с ним детей. В этом случае он оказывается не способен достичь своей настоящей жизненной цели, поэтому может уйти из жизни рано, слишком рано.
Издревле великие культуры делили людей на определённые категории, запрещая браки или общий круг общения с теми, кто не принадлежит твоей собственной. Этот принцип обусловлен повышением степени выживаемости народа, а вовсе не гордыней или спесью, как это может показаться со стороны. В Индии это касты, на Руси – варны. Касты и варны определялись по рождению. Сейчас времена изменились, все люди по крови перемешаны, и принцип действия – если ты родился в семье брахмана, то ты сам брахман, больше не работает.
Прежние принципы определения категорий устарели, но сами-то категории остались. Что же делать?
Я для себя выделяю 3 категории людей, определяемых по их отношению к образованию.
1. Люди тела, для которых важен комфорт, питание и телесное удовлетворение. По жизни они руководствуются принципом: “Я там, где меня неплохо кормят”. Им трудно прилагать усилия для активизации работы мозга, необходимые для обучения, поэтому они стараются их избегать и найти такое место, где при наименьших энергетических затратах они получат максимальный телесный комфорт. Отношения им нужны для того, чтобы кто-то их кормил и баловал.
2. Люди эмоций, для которых важен комфорт душевный. Ради эмоциональной поддержки от партнёра они готовы пожертвовать телесным удобством. Они “заточены” на поиск любви, и будут учиться, чтобы разобраться в причинах, по которым хорошие отношения у них не складываются. Как только они обретают душевный комфорт, они тут же перестают получать дальнейшее образование. Тот же принцип работает для них в профессии. Чтобы устроиться на работу, которая им по душе, нужен диплом? Значит они идут получать “корочку” ради дальнейшего трудоустройства. Сама суть процесса обучения им не понятна и не интересна.
3. Люди духовные, основным жизненным принципом которых является творчество в самом широком смысле этого слова. Творчество – это создание нового. Новое же возможно построить исключительно на основании хорошо изученного, то есть понятого и усвоенного старого. Поэтому стремление к непрерывному образованию вшито у людей духа, как необходимая им система жизнеобеспечения организма. Ради возможности обучаться и творить они готовы пожертвовать комфортом тела и отношениями.
А теперь представьте, если человек душевный вступает в брак с человеком духовным. Как вам такой мезальянс? Смогут ли они найти общий язык и двинуться вперёд к общей цели?
Про связь между духовным и телесным я вообще молчу. Это в чистом виде паразитизм и вытекающие из него зависимости.
Так надо ли учиться и получать образование?
Мой ответ – постоянно учиться необходимо, хотя бы для того, чтобы разбираться с кем именно вам можно вступать в серьёзные отношения, а с кем категорически противопоказано.
Какой ответ нашли для себя вы?
Наталья Юрьевна Рядинская.